Недавно мы поговорили с нашим ведущим биоинженером Марией.
Маша – тот человек, который принимает непосредственное участие в разработке технологии производства культивируемого мяса. Мы решили задать ей несколько вопросов о работе и о культивируемом мясе в целом. Делимся с вами интервью.
— Маша, расскажи, как обычно проходит твой день в лаборатории?
— Я стараюсь всегда планировать свою работу вперёд, так как для опытов часто необходимо заготовить реагенты заранее. Но всегда нужно принимать во внимание то, что мы работаем с живыми клетками, и иногда работа может отклониться от плана. В лаборатории я сначала оцениваю результаты предыдущих экспериментов, состояние клеток и на основании этих данных либо продолжаю работать по плану, либо вношу коррективы.
— А что тебе больше всего нравится в твоей работе?
— Возможность быстро увидеть результат в маленьких экспериментах, которые потом складываются в нечто большее. Вчера ты что-то задумал, записал на бумаге, а через пару дней видишь, как это работает. Или нет.
— Что ты делаешь в том случае, когда понимаешь, что эксперимент не дал нужных результатов?
— Любой неудавшийся эксперимент – это повод переделать и улучшить эксперимент.
— Культивируемое мясо называют по-разному: искусственным, чистым, мясом из пробирки, клеточным. А какое название тебе, как человеку, который работает с этим каждый день, кажется наиболее приемлемым?
— Мне больше нравится термин клеточное мясо. Он просто произносится и яснее всего передает суть – мясо, собранное из отдельных клеток. Культивируемое мясо мне тоже нравится, но звучит чуть сложнее. От термина чистое мясо отказались уже во всём мире, так как традиционное мясо само по себе не «грязное», мы же питаемся им. Да, бывают случаи бактериального обсеменения мяса, но виной тому обычно выступает халатность на производстве или нарушение условий хранения, а не мясо само по себе. Искусственное мясо – звучит отталкивающе, да и к тому же какое оно искусственное, когда оно выращено из клеток животного? Клетки не растут в пробирках, поэтому название мясо из пробирки мне не нравится.
— На каком этапе работы сейчас ArtMeat? Что в планах на ближайший год?
— Сейчас мы пробуем выращивать клетки на объемных подложках, чтобы перестать использовать лабораторный пластик. Также мы экспериментируем с биореакторами, чтобы с максимальной пользой использовать реагенты и ресурсы. За ближайший год мы планируем создать прототип комбинированного растительно-клеточного продукта. От обычного растительного заменителя мяса он будет отличаться наличием в составе клеток мышечной ткани, а значит, его аминокислотный состав будет более сбалансированным.
— А как ты думаешь, будет ли пользоваться продукт, над которым мы работаем, успехом на рынке России?
— В России, как и во всём мире, отмечается тенденция к осознанному и этичному потреблению. Люди всё чаще пытаются внести разнообразие в свой рацион растительными заменителями животных продуктов. Поэтому я думаю, когда наш продукт дойдет из лаборатории до продуктовой полки, он будет пользоваться спросом.